Кружки и общества - академик Лотман Ю.М. - Беседы о русской культуре
  Главная  |   О нас  |   Контакты - e-mail: dordopolo@mail.ru  |   Список  |
 

Кружок поэтов и писателей - основатель Вл. Дордополо (118)
сборник произведений членов Кружка - «Альманах № 1» и «Альманах № 2» (0)
История Кружка поэтов и писателей - Литературные встречи (0)
произведения Владимира Дордополо - Vladimir Dordopolo (84)
Биографии участников кружка "Литературные встречи" в Сан-Франциско (27)
биография Вл. Дордополо - Dordopolo (0)
Литературный кружок и его гости (0)
Оценка недвижимых имущества г. Ростова на Дону на 1906 год (0)
Театральная деятельность поэтов и писателей кружка в Сан Франциско (0)
Архив Ангелины - дочери Вл. Дордополо (20)
Странности и Кружок Литературные встречи (0)
Общество русских инженеров в Америке (0)
г. Ростов на Дону (9)
г. Белая Калитва - Усть-Белокалитвенская станица (0)
имение Матвейково и совхоз Марат (8)
список лиц (31)
справочник (44)
забытые имена (0)
статьи - разное (3)
библиотека (0)
фотогалерея (4)

Разделы
О нас
Контакты
Ссылки
О Литфонде
День русского ребенка в Америке Сан-Франциско
воинский призыв в царской России - кого и на сколько брали в армию
Ростовский Академический театр драмы имени М.Горького - г. Ростов на Дону
Русская национальная идея
Европейская национальная идея
книга "Ритмы истории" - Н.Д. Морозов
Кружки и общества - Ю.М. Лотман - Беседы о русской культуре
Белокалитвенская станица
онлайн библиотека
онлайн-переводчик

Новости
2018-08-08
Загадка книги «Праздник молодости».
2015-12-09
Александр Ильский и Шолохов М. А. - "Тихий Дон" и "Роман-газета"
2015-02-10
Рассказ: "Пятиминутный Станиславский: Из прошлого" - М. Имшенецкая
2014-11-28
Источниками высокоэнергетических нейтрино оказались черные дыры
2013-07-21
Самолёт Можайского и братья Райт
2013-07-03
Астероид - 2003 QQ47
2013-04-04
Древо человечества
2013-03-29
Нострадамус: Франциск - последний Папа Римский
2012-10-27
Дольмены и религия Змей
2012-08-13
Поэтесса Марианна Колосова - патриот России!
2012-06-06
Земля, Венера и Солнце выстроились в одну линию
2012-05-05
Вторая Российская эмиграция
2012-04-22
Курильские острова – на каких условиях отдали бы их Японии
2012-04-10
совхоз "Матвеевское" и поселок "Заречье"
2012-03-26
газета "Новое русское слово" о книге "Дорога к истине" Вл. Дордополо
2012-03-26
Ночь светла, над рекой тихо светит луна - Старинный романс
2012-03-19
Беседы о русской культуре - Юрий Михайлович Лотман
2012-03-15
Ипатьевский монастырь в г. Кострома, где благославляли на царствие и Ипатьевский дом где растреляли царскую семью
2012-03-14
Символы: 4 - 44 - SS - Z (две молнии у СС)
2012-03-14
Художественно-Интеллектуальные салоны
2012-03-13
Полеты во сне и наяву
2012-03-09
Строительная фамилия
2012-03-04
Радиовихрь
2012-03-01
Россияне торопятся купить машину до выборов
2012-01-29
Академик Ядов О.И. - О Музее Русской Культуры в г. Сан–Франциско Калифорния
2012-01-20
Волны эмиграции
2011-09-30
29 сентябтя - запуск Небесного дворца - китайская космическая станция
2011-09-21
Ростислав Плятт и Ростовский театр им. М.Горького - воспоминания
2011-07-24
Казаки в иррегулярных войсках России
2011-07-17
Проектирование будущего
2011-06-13
Огурцы – Кишечная палочка – Серебро
2011-06-12
Ф.Д.Крюков, М.А. Шолохов и "Тихий Дон" - загадка авторства
2011-06-08
Владимир и Рогнеда
2011-06-05
Тихий Дон - Финляндия - Эстония - атаман П.Н. Краснов
2011-06-01
Уинстон Черчилль - Стена и кирпич
2011-05-30
дефолт в Америке
2011-05-12
Ветеран посылкой отправил в Кремль свои боевые награды и написал письмо премьеру.
2011-04-23
народонаселение России
2011-04-10
"частица бога"
2011-04-07
Дальнему Востоку снова предсказали землетрясение примерно на 25 апреля
2011-03-19
о чем молчат космонавты
2011-02-25
бунт одиночки против мнения и обычаев большинства
2011-02-19
Дендерский знак и Фаэтон
2011-02-18
рений - острова - японцы
2011-02-17
Аэрозоль - грипп--распыление в атмосфере городов - г. Сан-Франциско
2011-02-06
Шунгит
2011-02-04
послание Сергея Рудакова
2011-01-30
галлюцинации Шопена
2011-01-24
причины массовой гибели птиц (птичий мор) и рыб неизвестны - так-ли это...
2011-01-19
идёт охота на волков...

 

Flag Counter
 
 

Только строка целиком

Кружки и общества - Ю.М. Лотман

«Беседы о русской культуре» 1988 г.-1989 г.

Добрый день.

     В прошлый раз мы говорили о тех формах контактов и общении между людьми которые возникают во время путешествия. Но основное конечно это те формы общения которые присущи непосредственному коллективу в котором человек живёт. Это по сути дела одна из важнейших сторон культуры. Человек всё время общается с другими людьми. И общение это вещь отнюдь не такая простая. Просто - когда коллектив в котором человек живёт  традиционный. Он сложился давно, он существует по традиции как например в деревне когда то было. И там уже формы общения проверены. Они создавались веками. Как обращаться к родителям. Как разговаривать с соседями. Как объясниться в любви. Что сделать когда человек умер. Что прилично сказать в одной ситуации и нельзя говорить в другой. Всё это достаётся человеку вместе с бытом, окружающей жизнью и он чувствует себя уверенно в этом мире, который он сам создал вокруг себя, вернее создали его предки и он их получил уже это в готовом. И готовые формы общения создают уверенность для человека. Он понимает людей вокруг себя, понимает ситуацию в которой находится, и знает как ему себя вести. Но когда история развивается быстро, ситуации меняются традиции сломаны разрушаются создаются новые положения человек не может общаться старыми способами. А новые даются тоже не так легко. И тогда человеком овладевает неуверенность. Он не знает как ему выразить свои чувства . Он ищет способ, слова  для того чтобы рассказать о своих мыслях. Очень часто он себя чувствует без языка как бы – чужим , и это очень мучительное чувство. Это разлад с самим собой. И после больших исторических переломов требуется большое культурное усилие для того чтобы человек опять создал вокруг себя вот это коммуникативную сферу. Вот это пространство где он опять будет уверенно находить себя, партнёров и  чувствовать что его понимают. И в значительной мере в этом культурном очень напряжённом процессе играет роль создание малых коллективов. В небольшом коллективе, который объединяет людей связанных  взаимной привязанностью, образом жизни, симпатиями, родством, традициями – создаются те нормы, которые потом становятся нормами в обществе. И такие небольшие центры – они всегда – лаборатории культурной жизни, лаборатории способов общения. Поэтому между прочим такие небольшие центры – они всегда возникают. Будет ли это в студенческих коллективах на курсе, будет ли это группа людей связанны профессионально, родственно или же какими то общими интересами ну по защите культуры своей. Это, эти коллективы по сути дела держат культуру. Там где нет малых коллективов, там нет большой культуры. Там где какой то большой утюг всё выравнивает и все как будто бы говорят одинаково – на самом деле все немые. Не случай ведь такую роль в общении играет поэзия. А поэт сам индивидуален из всех. Он казалось бы говорит для себя на своем индивидуальном языке, а потом это становится общим языком. И если нет поэтов то у народа как бы язык вырван. И, в этом смысле, и то о чём мы сегодня будем говорить имеет отношение к проблемам общения и коммуникаций – это создание небольших коллективов внутри культуры. В частности – литературных объединений, небольших групп,  обществ литературных и культурных, салонов. Вот эти малые кружки, в которых находятся внутри определенные группы людей как правило деятели культуры поэты. И кружки в которых создается атмосфера определенная, а потом эта атмосфера выплёскивается. Мы прекрасно знаем что европейский романтизм возродился в нескольких кружках небольших группах молодых людей. И точно также и другие культурные явления. В общем такая тенденция объединяться с носителем культуры в небольшие группы в Европе нового времени в общем считается начинается с эпохи Итальянского возрождения. И особенно ощутительна она с 14 века именно в Италии. Здесь создаётся новая культура, здесь появляется новое искусство. И здесь создаётся настоящий культ небольших групп просвещенных людей -  гуманисты, они и сами себя так называют – и мы их так называем. Это люди разносторонней высокой культуры, это философы, это поэты, богословы, знатоки древности, когда то забытой а теперь заново воскрешаемой, художники. Но кроме всего прочего это люди которые нуждаются друг в друге и создают подлинную культуру общения. Беседа становится таким же важным для них делом как для человека средневекового – молитва в храме. Средневековый человек в первую очередь общался с Богом. И у него для этого тоже были готовые формы. А теперь создаётся культура человеческая. И надо искать формы общения между людьми. Обращаются к забытой античности, вспоминают Платоновскую академию, вспоминают перипатетиков – вот этих философов которые брали своих учеников под руку и прогуливаясь по саду – их учили, культуру беседы, диалогическую форму поиска истинны – сократическую беседу. Но- не только вспоминают старое – создается новое. Это новое предстает приблизительно в таком виде. Люди высокой культуры нуждаются друг в друге. Посвященная беседа – это и школа мысли и высшее наслаждение. Люди собственно говоря живут для того чтобы беседовать. Беседа – это занятие мудреца. Это высокое призвание, это не безделие и даже не отдых. Беседа – приятна, она должна перемежаться посещениями картинных зал, приятным ужином, который тоже философский ужин. Он искрится умными речами. До нас дошли многие тексты, но мы прекрасно помним все Декамерона Боккаччо. Группа людей во Флоренции в городе охваченном чумой удаляется. Вот уже такая первая черта. Надо удалится, надо стать чуть-чуть в стороне от других людей. У Боккаччо чума а у Рабле – другой гуманист придумает Телемскую обитель. Такой особый немонастырский монастырь. А монастырь где живут гуманисты. Где люди проводят занятия, проводят время, в высоких размышлениях, отдаваясь искусству и свободе. Свобода конечно – преимущество, право, прерогатива гуманиста. И - гуманист удаляется  на виллу, не обязательно он должен быть богатым человеком – меценат может вмешаться, но очень часто эта вилла философская оказывается в общем простым домом где нибудь в сельской местности. Там собираются люди разного типа. Но высоко ценящих друг друга, владеющие красноречием Цицерона, владеющие прекрасно латынью поэты. Так создаётся кружок.

 

     Эти кружки перерождаются, вернее продолжаются, в такие небольшие научные общества, которые в Италии называли академиями, которые не были похожи на нашу академию поскольку не были ни государственными ни должностными организациями. Они часто имели на поверхности шуточный характер – «Академия кошки», называлась одна академия. Другая называлась «Академия лопаты» – академия Della Crusca. Она кстати - академия лопаты – это особая лопата которой веют зерно, это имело смысл, это было общество родного языка. Как нам сказали – отвеять плохие зёрна – мякину, и оставить зерна - полновесные. Эта академия существует и сейчас, 400 лет она существует щасс, это прекрасно обставленное научное общество во Флоренции в дворце Медичи но с компьютерами. И - в зале академии Della Crusca - стулья в виде вот таких лопат для вейла, и на каждой лопате у каждого члена академии свой герб. Спинки стульев как лопаты. Это продолжает старую традицию – соединяя дружескую шутку с очень серьезными занятиями, щасс академия Della Crusca один из больших таких научных центров.

     Как переживалась утрата этого общения  хорошо видно по одному из писем  известного деятеля возрождения Никколо Макиавелли. Макиавелли - государственный деятель Флорентийский – политик - сильный и трезвый ум - патриот Флоренции. Биография полная привратностей. И вот однажды в силу разных обстоятельств он вынужден почти бежать и практически находится в ссылке. Он тоскует по – больше всего, не по родному городу даже, хотя он этот город не только любит а вот – патриотизм горожанина маленькой коммуны, а Флоренция республика, она маленькая но великая  вот. И, но больше всего он тоскует по обществу просвещённых друзей. Вот как он описывает своё время препровождения. Очень интересно. «Я встаю с восходом солнца. И направляюсь к роще посмотреть на работу дровосека.» Дальше он описывает свой день. «Я иду с книгой в кармане. Любо с Данте и Петраркой. Либо с Тибулом и Овидием.» Значит книга стихов - или латинская - или итальянская – новый сладкий стиль, новый ренессансный созданный язык. «Потом захожу на постоялый двор» - несколько пропускаю. «После обеда я возвращаюсь снова на постоялый двор. Где обычно уже собралися: хозяин, мясник, мельник и два кирпичника. С ними я провожу остальную часть дня играя в карты.» Дальше он очень нелестно отзывается об этом обществе и говорит что его жизнь должна погибать среди этих людей. «С наступлением вечера я возвращаюсь домой и иду в рабочую комнату. У двери я сбрасываю крестьянское платье всё в грязи и слякоти. Облачаюсь в царственную одежду. И, переодетый достойным образом иду к античным дворам людей древности.»  Т.е. он идет в свою библиотеку. «Там любезно ими принятый я насыщаюсь пищей единственно пригодной для меня – для которой я рождён.

Там я не стесняюсь разговаривать с ними.» Это образ будет долго держаться - книга собеседника, и если нет просвещенного общества то моим просвещенным обществом станет книга. «Я не стесняюсь разговаривать с ними и спрашивать о смысле их  деяний, а они по свойственной им человечности» – человечность ну здесь гуманитос (humanitas) – это и человечность и вместе с тем  гуманитарность – а гуманитарность это значит всё высокое что есть в человеке. Человечность чуть-чуть не точно передаёт этот торжественный смысл. « отвечают люди. И на протяжении 4 часов я не чувствую никакой тоски, забываю все тревоги, не боюсь бедности, меня не пугает смерть и я весь переношусь к ним.» 

    Этот мир культурного общения, который создаёт ритуал разговора и ритуал переписки, культ переписки тоже – появляется особое искусство частного письма. Между прочим мы это искусство в общем щас практически утратили. В значительной мере точно также как мы утратили и искусство разговора. А дальше мы увидим как веками Европейской культуры создавались эти искусства. Эта культура выплёскивается за стены Флоренции и за стены Италии и становится достоянием европейской культурности. Она переносится и в Германию и классиком её становится Эразм Роттердамский и посещением мудрецом мудреца становится такой ритуальной формой. Эразм едет к Томасу Мору. Они знакомы по переписке, но никогда друг друга не видели. И Томас Мор, говоря с незнакомцем и пораженный его умом восклицает: «Ты или сам дьявол или Эразм», потому что другого такого мудреца найти нельзя. И – письма – а - не только научные письма. Создаётся культура и частного письма. И дальше мы можем перейти как бы к следующему этапу – перенестись во Францию.

 

     Во Франции общество людей объединенных духовными интересами и культивирующих искусство общения, искусство общения становится по сути дела главным искусством – оно даже выше поэзии, даже выше других искусств – это искусство жизни. Оно заполняет целый век – 17 век. Причём происходят очень интересные вещи. С одной стороны – королевская власть – Людовик Солнце, а до него ещё – кардинал Ришелье. Как бы предъявляя права на монополию культуры, хотят монополизировать общение. Создается придворная этикетная культура. Этикет, который построен на очень утончённой системе выражений и имеющий свою прелесть. Придворная культура эпохи Людовика 14 сочетает безусловный культ короля с утончённой вежливостью, которая как бы заменяет равенство.

     Двор привлекает к себе поэтов. Привлекает к себе, особенно театр привлекает двор. Но важнее ещё другое. По инициативе Ришелье создаётся академия – Французская академия Ла Академия Францез, которая до сих пор существует и которая не академия наук, а опять таки общество родного языка. Это общество ревнителей языка, тех кто хранит язык, очищает его и создаёт как бы единую французскую поэтическую литературную речь, которая достойна единого абсолютного государства. Члены академии имеют официальный титул бессмертных  - их ограниченное число – их 40 человек. Всё очень торжественно. Но литературное общение не течёт по искусственному руслу. По этому академическому руслу идет литературное движение и академия сыграла во Франции огромную роль, но всё таки живое течение идёт рядом и в совершенно неожиданном направлении. В первую половину 17 века – как раз в первую половину - в 65 году человек, о котором мы сейчас скажем несколько слов, скончался. Я имею ввиду так называемый Голубой салон маркизы Рамбулье. Салон который возникает в отеле маркизы явление для культуры новое хотя связан с ренессансной традицией и связан с литературными обществами Маргариты Наваррской но он всё таки новый. Что в нём нового? Во первых – это неофициальное общество. И даже оппозиционное. И Ришелье смотрит очень косо на это общество и даже у мадам Рамбуйе были опасные моменты в её биографии. Поскольку страна ещё помнит фронду и аристократическая оппозиция правительству – очень тревожная вещь. Но политическая оппозиция не играет большой роли в Голубом салоне – это культурная автономия. Голубой салон – во первых совершенно меняет отношение женщины к мужчине. В центре салона, и это останется для салона навсегда, стоит хозяйка, стоит женщина. Но не только женщина находится в центре салона – она меняет свою культурную роль. Женщина как предмет поклонения, женщина приравненная к богоматери, культ дамы – это всё знало средневековье. Но при этом, превознесённая женщина могла быть выше мужчины, но не могла быть равной ему. Она обладала некой идеальной властью и реальным бесправием. Женщина в салоне мадам Рамбулье, а эти дамы получили, и девицы, и дочь мадам Рамбуйе, получили прозвание прецеозниц - их очень высмеял Мольер в «Смешных Жеманницах» с позиции двора – конечно. Мольер конечно ну как бы создал пьесу приятную королю, представив этих женщин в виде уродливых карикатур, правда он потом сам оправдывался что он имел ввиду не их, а только провинциалок которые им подражают. Эти дамы прежде всего увлечены наукой. Они хотят интеллектуально встать рядом с мужчиной. Они изучают латынь, астрономию. Один из современников жалуется – что если перед  дамой из салона предстанут воин изрубленный в бою,  щеголь надушенный и украшенный лентами и аббат говорящий по латыни то наибольший успех в любви конечно будет у аббата, потому что он занимает разум. Эти дамы занимаются искусством  этими самыми науками и демонстрируют нежелание становится  предметом или же по крайней мере вот включаться в обычное женское амплуа и считать что любовь самое главное в жизни. Они мучают своих поклонников, например дочь мадам Рамбулье 9 лет своего жениха мучала не увенчивая его верной страстью, а между тем культ её процветал - ей посвятили целую книжку, она называлась «Гирлянда» где несколько десятков стихов было в её честь. Это учёные дамы, это мир замкнутый, здесь, входя сюда, все меняют имена. Имена берутся из романов. Здесь царствуют поэты, а не воины. Здесь разночинец поэт Вуатюр находит равное даже почётное место. А в аристократических кругах его ещё чуть палками не бьют, потому что он против ......- он не дворянин. Салон 17 века это как бы ранняя форма женского движения. И вместе с тем это и форма создания совершенно новой системы отношения между мужчиной и женщиной. Системы отношений основанной на интеллектуальном равенстве и освобожденной от обязательной любви. В представлении о том что кроме любовных отношений между мужчиной и женщиной других отношений быть не может. Вот это и есть то с чем салон борется. Конечно – мода есть мода и это прециозная женская движение приобретает очень часто карикатурные и очень смешные формы, над чем очень смеялись современники, в основном мужчины, или же придворные. На самом деле это было серьезное движение. Но содержание салона ещё – дилетантское, ещё ну как бы такое общеобразовательное. Новый этап в 18 веке.

     18 век – век философов. Двор бледнеет. Двор уже состязаться в культуре с салоном не может. Академия приобретает известную автономию. Правда уйдя из под власти двора она попадает в когти ужасных дамских интриг. И выбор академика становится настоящей борьбой салонов, столкновением женских интересов поскольку каждый салон имеет хозяйку и каждый салон претендует на некое, честолюбиво претендует на некое отмеченное положение. Салон становится центром культурной жизни, прежде всего жизни философской. Меняется облик хозяйки салонов. По прежнему сохраняется положение о том что в центре салона находится дама. Но это уже как правило дама второй половины жизни. Блестящая умом, характером, иногда властностью, а не красотою. Вольтер даже однажды ядовито сказал что вот хозяйка салона типично это женщина которая вместе с закатом своей красоты приветствует восход своего ума. Но не следует думать конечно что салон совсем лишен и прелестных дам и я бы хотел напомнить одну романтическую историю. В начале 18 века французский дипломат гуляя в Константинополе по базару купил продававшуюся там черкешенку – девочку, ей было видимо лет 6. Она не говорила разумеется ни на каком языке, а откликалась на имя Гайде. Он отдал её на воспитание своим родственникам. Видимо как и все молодые девушки она была отдана в монастырь – это была обязательное женское воспитание в этом кругу. Несколько лет в монастыре где девочек учили игре на клавесине вышиванию пению. Уехал он снова в Турцию потом вернулся уже больным и вдруг выразил желание, вдруг вспомнил что он её купил за деньги и в очень нежных но настоятельных просьбах говорил что он хочет быть для неё и отцом и мужем одновременно. На самом деле она стала только сиделкой у него. Потому что он уже был болен и полубезумен. Её крестили, дали имя Шарлотты. Но это имя не удержалось, а имя её во французском произношении стало Аиссе. И вот как мадмуазель Айссе – она вошла в историю. По сути дела её очень быстро забыли, потому что она вскоре умерла. Но, от чахотки, но потом были обнаружены её письма, которые оказались одним из сокровищ литературного творчества салона. История её была романтична она полюбила кавалера Эиди, а он был мальтийский рыцарь. Как мальтийский рыцарь он не мог женится. Любовь их была очень постоянной. У них была дочь. Хотя любовь была, и существование дочери, - всё было скрыто, покрыто тайной. И если бы не её прелестные письма которые вместе с тем рисуют прекрасно внутреннюю жизнь салона. Это сочетание высокой культуры и мелких сплетен. Поскольку замкнутый мир одновременно способствует и выработке дифференцированного и утонченного общения и вместе с тем мельчит интересы. Париж этой поры имеет образцы разных салонов. Тут можно назвать и мадам Жоффре (Жофррен), женщину не дворянского происхождения, но вышедшую замуж за аристократа. Умную, властную женщину, которой Екатерина вторая писала письма как сестра сестре. Которая в своем салоне пригревала будущего короля Польши Понятовского. И когда он был избран королем он писал ей – маменька, вот я и король, не сердитесь на меня. Там бывали и Вольтер и Дидро. Салон становился территорией на которой властвовала философия. А философия была реальным правительством Европы – короли дрожали перед философией. А вместе с тем здесь создавалась та, как выразился Пушкин однажды, «тот разговор выше образованности»  - умение и культивирование точного слова, острого ума. Не случайно человек этого салона получает кличку: бесприфор (l`esprit fort) – «сильный ум». Но конечно салон - это только преходящий этап и плебей Руссо в салоне не ужился.

     И следующим этапом будут другие организации. В Париже литературное общение выйдет в кафе, а затем в клубы, а затем в политические общества и в конвент. Значительная часть деятелей революции будут литераторы. В Германии будут создаваться общества и большие кружки так называемых штурмаров (штюрмеров)– юношей растрепанных и бедных с горящими глазами готовых штурмовать весь мир. Как сказал один из героев трагедии Шиллера «Разбойники» - « мы создадим такую Германию перед которой Спарта и Афины покажутся женским монастырём » - Германию героев. И тогда же в 18 веке литературные общества начинают возникать и в России. Но - в Германии и в Италии, в России и в Венгрии литературные общества приобретают в каждой стране свой характер. Они все развиваются как бы под тенью французского салона. И 18 век – это век Франции. Культура европейская говорит на французском языке. Конечно патриоты осуждают это - и сами говорят на французском языке. Фридрих Великий - прусский король которой высмеивал так вот это – модне шпрахе (modern Sprache)– вот этот модный язык, где немецкие слова мешались с французскими, сам не пользовался модным шпрахе по очень простой причине – он все свои сочинения писал по-французски. Французский язык – язык образованности. И конечно не только образованности язык и щеголя, язык и пустой головы. И сатирик русский Николай Иваныч (Иванович) Новиков напишет о молодом поросенке, который уехал для образования сердца и разума в Париж и вернулся оттуда совершенной свиньёй. Совершенное - на языке той эпохи значит – законченное и вместе с тем значит образованное. Вот значит - уехал диким поросёнком, а вернулся образованной свиньёй. И всё таки  вот это - салон остаётся как бы нормой. Хотя – нигде в Европе он не повторяется. Салон, это в таком виде как я сказал, это чисто французское явление. В России литературные общества отлились в свою иную отличающуюся от французской форму. И нашли свой облик не сразу. В 18 веке литературное общество ещё только ищет свои формы и очень часто это объединение родственников, поэтов находящихся в каких то дружеских и родственных связях – вот таков кружок Державина, где объединены поэты женатые на сёстрах или связанные длительной дружбой - внелитературной. Иногда играет роль в местном быту соседство. Люди объединяются по признаку соседства. Иногда объединение вокруг какого-то центра – вот таким будет Московский университет. Идут поиски. И подлинные формы литературного движения выкристаллизовываются  только к концу века. Но что очень важно – литературное общество,  литературное объединение, в России с самого начала будет объединение молодых писателей – писателей которые ещё не обрели известности и которые объединяют свои силы для поисков  какого-то нового пути. Как складывается этот новый путь - поговорим мы в следующий раз.

 

 

 

  академик Юрий Михайлович Лотман

 

 


также: Художественно-интеллектуальные салоны

также: Кружок русских поэтов и писателей "Литературные Встречи" - Владимир Дордополо



 Все разделы

 
 
Статьи

Поэты и писатели кружка «Литературные Встречи»
Русский центр
Музей Русской Культуры
Российское зарубежье во Франции 1919-2000
Русские в Северной Америке
Толстовский Фонд
Литфонд
газета - Русская Жизнь
ежемесячник - Русская Жизнь - Сан Франциско
книга - Русский Сан-Франциско автор А. А. Хисамутдинов
Лига Американо-Русских женщин
День русского ребенка
Посещение главами государства Музея русской культуры в Сан-Франциско
Сводный каталог периодики русского зарубежья
газета - Новое русское слово
газета - Наше Время
Русский клуб
Родина - г. Ховелл, штат Нью Джерси, Восточное побережье США
Поэзия русского рассеяния 1920 – 1977 гг., Эммануил Штейн
Незабытые могилы, Российское зарубежье: 1917-1997 гг.
Фотогалереи

Раиса Андреевна Имшенецкая (Сочава)
Сочава Андрей Афанасьевич
Виктор Снесарёв - родословная



Dordopolo