|
|
2011-06-05 Тихий Дон - Финляндия - Эстония - атаман П.Н. Краснов
«Здравствуй, царь, в кременной Москве, а мы, казаки, на Тихом Дону!»
Первая мировая война тяжело ударила по казачеству. Кровопролитная и малоуспешная, она истощила казачьи области — их людской и экономический потенциал. Монархическая идея для казачества поблекла, и в момент падения самодержавия оно оказалось на стороне народа. Однако в политических коллизиях 1917 года казаки стремились к самостоятельному, автономному существованию. У лидеров донского казачества возникла даже мечта (об этом писал атаман П. Н. Краснов) о превращении Дона в независимое государство типа Финляндии, Эстонии.
Казалось бы, советский выбор, выбор общинной демократии должен быть близким по духу казакам. Однако ни Дон, ни Кубань, ни Терек, ни Урал советской власти не признали. Поддержали лозунг власти Советов неказачье население этих территорий и рабочий класс промышленных центров, составивших опору большевизму в казачьих областях. И это означало неизбежность борьбы.
Почему же казаки, безусловные сторонники общины, коллективизма, не признали советской власти? А все довольно ясно. Большая часть требований, выдвигавшихся большевистскими лозунгами, для казаков уже давно была повседневностью. Землей они распоряжались сами, их обеспеченность земельными наделами была в 4-5 раз выше, чем в крестьянской общине Центральной России (официальный размер надела на одного казака-мужчину — 30 десятин). Коллективистская демократия для казачьих станиц составляла основу их жизни. Единственное, что вначале привлекло часть казаков под знамена советской власти, — лозунг мира, выхода России из войны. В остальном же советская власть для казачества была неприемлема, ибо несла в самой идее уравнительность и анти-рыночность.
В начале 1919 года донское казачество объединилось с А. И. Деникиным, обещавшим им автономию. Но, пожалуй, окончательно решила выбор казачества секретная директива Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 года. Она объявляла опорой советской власти на казачьих землях иногородних (то есть неказаков) и давала программу жестких репрессивных мер по расказачиванию. Но даже вступив под знамена белого движения, казачество никогда не сливалось с другими формированиями, свято отстаивая свои интересы. В начале гражданской войны оно представляло единственную массовую силу в антисоветском лагере.
история - Третья сила в Гражданской войне
Все новости
|
|
|