Музей русской культуры в Сан-Франциско San-Francisco
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Музей-архив Русской Культуры при Русском Центре в Сан-Франциско был организован в 1948 году с целью спасения материалов русских эмигрантов
О Музее и Архиве русской культуры в Сан–Франциско - почетный директор музея академик Ядов О.И. Антипин Петр Поликарпович - горный инженер, один из основателей Музея Русской Культуры и один из ближайших сподвижников П.Ф. Константинова.
Члены Правления Музея Русской Культуры, стоявшие у истоков его создания. Снимок сделан во время ежегодной «Чашки чая», проводимой в Русском центре. cлева направо: П. П. Антипин, Н. П. Машевский, А. Т. Бельченко, Б. Н. Волков, А. П. Лебедев, А. Л. Исаенко, А. И. Вольский, П. Ф. Константинов. (г. Сан-Франциско, Калифорния, 24 июня 1950 г., МРК, № 102-1, альбом № 1.)
Задачи музея в настоящее время: - Поддерживать русскую культуру и собирать свидетельства об её влиянии на культуру США. - Собирать и хранить все типы исторических материалов, книг, газет, журналов и вещей, включая государственные, публичные и частные архивы и библиотеки, содержащие информацию о деятельности русской эмиграции во всем мире, и об их жизни до революции 1917 года. - Собирать и хранить материалы об американцах русского происхождения, которые внесли выдающийся вклад в культуру, науку и технологию США. - Собирать и хранить материалы об истории и деятельности русского общества и различных русско-американских организаций в районе Сан-Франциско, залива и всего западного побережья. - Сделать эти материалы доступными для лиц, ведущих исследования по русской истории и культуре. - Организовать обмен материалами и участие в совместных выставках, исследовательских проектах и прочее с аналогичными образовательными и культурными учреждениями. - Содержать Выставочный зал Музея открытым для бесплатного доступа широкой публики. Снабжать экспонаты письменными объяснениями на русском и английском языках. С 1953 года Музей-архив зарегистрирован как некоммерческая организация, освобожденная от налогов по законам Штата Калифорния и Соединенных Штатов Америки. Президент Музея-архива – Николай Корецкий.
Цели и задачи музея во времена 1959 г.:
МУЗЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ в Сан-Франциско. Сразу же после открытия Музей обратил на себя внимание наших выдающихся людей науки, искусства, общественной и церковной жизни, которые поддержали его не только морально, но и своим активным участием, присылая музейно-архивные материалы. Музей не есть собственность какой-то группы; он принадлежит всей русской эмиграции, так как только на основе жертвенного участия и поддержки всей эмиграции возможно его существование и развитие. В действительности так это и есть: материалы поступают со всех мест рассеяния русских по всему миру: Музей получил из 25 разных стран. В настоящее время Музей имеет много ценного, нередко уникального, материала, распределенного по 7 отделам. Эти отделы: исторический, научный, искусства, жизнь зарубежья, газетно-журнальный, книгохранилище и архив. Музей принимает в дар или на временное хранение: книги, брошюры, рукописи, журналы, письма и биографии выдающихся русских людей, картины, скульптуру, архитектурные проекты, художественные и исторические открытки, фотографии, карты, почтовые и денежные знаки, монеты, медали, значки, предметы быта, образцы кустарных изделий, художественное рукоделие; и берет на себя все расходы по пересылке посылаемого музейного материала, в случае денежного затруднения жертвователя. Музей гарантирует перед всей русской эмиграцией, что все находящиеся в нем ценности и материалы, ни при каких условиях не могут быть переданы советской власти, а будут храниться для передачи законно-избранному национальному Правительству будущей возрожденной России. Часто бывает в нашей эмигрантской жизни, что редкие и ценные с общественной точки зрения предметы и материалы лежат, сложенные в старых чемоданах или коробках где-то в кладовых, на чердаках или в подвальных помещениях. Все содействует их разрушению и даже потере: перемена местожительства, семейные обстоятельства, материальные затруднения и уход из жизни. Так или иначе они пропадают для общества, хотя и имеют культурную ценность. Часто они дороги владельцам и трудно им с ними расстаться, но благородный поступок послать на хранение в Музей принесет владельцам моральное удовлетворение, что этот дар становится полезен русскому обществу и будущей России. Музей обращается ко всем русским национально-настроенным людям не смущаться ни количеством, ни качеством могущих быть переданными Музею материалов, так как самый скромный дар в соединении с другими имеет совершенно иную ценность и значение. Привлекая своих друзей и знакомых к участию в поддержке Музея, Вы становитесь идейным и активным покровителем, верным другом и помощником Музея, зная, что помогая Музею, Вы оказываете услугу русскому имени, русской национально-патриотической идее и русской культуре Зарубежья. Правление Музея
Из архива Ангелины - Музей Русской Культуры в Сан-Франциско. Надписи на газете сделаны Владимиром Дордополо. left, treasurer Vladimir Dordopolo, secretary Sophia Knatz, director Nicolas Slobodchikcoff.
Nicolas Slobodchikcoff. СЛОБОДЧИКОВ Николай Александрович (2 дек. 1911, Самара - 4 окт. 1991, Сан-Франциско) - инженер-электромеханик, музейный работник. Род. в семье адвоката и общественного деятеля, участника Белого движения на Востоке России. После поражения белых семья С. перебралась через Владивосток в Харбин. В Харбине оконч. гимназию им. Ф.М. Достоевского. В 1948 с семьей прибыл в Сан-Франциско. Инж. образование получил в Льежском ун-те в Бельгии и в инж. колледже Хилдс в Сан-Франциско. Сначала работал на должности инж.-проектировщика в компании Pacific Gas and Electric, потом - инж. в California Public Utilities Commission. В отставке с 1976. Состоял членом Амер. обва инж.-механиков, Об-ва военных инж. и Амер. филателистич. общ-ва, многоч. рус. орг-ций. Один из основателей музея при Рус. Центре в Сан-Франциско, в 1966-91 - директор музея. Способствовал получению новых поступлений, их описанию и включению в соответствующие музейные отделы. Под рук. С. музей собрал материалы о жизни рус. эмиграции во всём мире, включая материалы о России до революции, о Гражданской войне и о жизни русских за рубежом. В музее собрано более 15 тыс. книг, тысячи номеров газет и журналов, изданных за рубежом. Родственники: сын Константин с семьёй. Похоронен на Серб, кладбище в Сан-Франциско. Ист. АА. Николай Александрович Слободчиков, машинопись (1992), 1 с.; АРЦ. Тарала Г.А. Сводка кладбищенских дат, 2003. С. 5. Лит. Некролог //РЖ. 1991. 8 окт.; Шмелёв А.В. К 50-летию Музея рус. культуры в Сан-Франциско. Машинопись (1998), 3 с.
данные из биографического словаря - Русские в Северной Америке
СЛОБОДЧИКОВ, Николай Александрович (15 дек. 1911, Самара - 4 окт. 1991, Сан-Франциско). Окончил русскую гимназию им. Ф.М. Достоевского в Харбине, Льежский университет в Бельгии, колледж Хилдс в Сан-Франциско. В Харбине и Шанхае принимал участие в работе научных организаций. Переехав в США (1948), работал проектировщиком и инженером. Председатель правления и заведующий архивом Музея русской культуры (1965-91).
Семья Слободчиковых. А.Я.Слободчиков, Е.Н.Веденяпина – бабушка (в центре), А.А. Слободчикова; Владимир Слободчиков - и его книга: "О судьбе изгнанников печальной... Харбин. Шанхай"
"…..Здесь я подружился с моим братом Колей. Удивительное дело: за всю длинную дорогу - в Уфе, в Омске, в поезде - я совсем не ощущал присутствия братьев, даже тогда, когда в Челябинске мы гуляли по городу под руководством старшего «мудрого» брата Льва. А здесь Коля стал неотъемлемой частью моего существования. Я все время был с ним. Все интересы у нас оказались общими. Мы вдвоем отправлялись вверх по горе в поисках японских пуль, валявшихся там со времен войны. Мы вместе ловили больших черно-переливчатых махаонов, которых владивостокские дети, и мы тоже, почему-то называли курицами. Мы вместе рылись в земле в поисках кладов, оставленных нашими далекими предками; кладов мы, конечно, не находили, потому что никаких кладов там, естественно, не было. Мы вместе молились и по-детски беседовали о нашей жизни, о нашей милой маме, которая казалась нам ангелом-хранителем……" Говоря о Музее русской культуры в Сан-Франциско, нельзя не упомянуть Николая Александровича Слободчикова, долгие годы входившего в состав правления, а затем ставшего после А.С. Лукашкина директором музея. Энциклопедически образованный человек, великолепно знавший российскую историю и все хранившиеся в музее фонды, он вел огромную работу по сбору материалов русских эмигрантов.
источник: http://ricolor.org/rz/amerika/ar/rys/8/
Русский центр (Музей Русской культуры) (Сан-Франциско) В 1948 году в Сан-Франциско был основан Русский музей - семь основных отделов: 1) научных и прикладных знаний; 2) искусств; 3) исторический; 4) жизни русского зарубежья; 5) художественной литературы; 6) библиотечно-архивный и 7) газетно-журнальный. В 1965 году на базе музея был основан Русский центр. Библиотека – 15000 томов. 1. основатель и директор музея: Петр Филарит. Константинов, агроном Департамента земледелия США (1948-54) (9.08.1890 – 24.01.1954, Сан-Франциско), сын мирового судьи. Окончил Казанское реальное училище и агрономическое отделение Московского сельскохозяйственного института. Участник гражданской войны, контужен в бою на р. Белой. С 1920 г. в эмиграции в Китае. Жил на станции Эхо, где работал помощником заведующего опытным полем КВЖД (1921-24). В 1924-29 гг. жил и работал в Харбине. Являлся заведующим сельскохозяйственной лабораторией КВЖД, читал курс лекций в местных учебных заведениях. Опубликовал несколько научных статей по сельскому хозяйству. В 1929 г. переехал в Сан-Франциско. Окончил Калифорнийский университет. 2. председатель центра (директор Русского музея): инженер Николай Алексан. Слободчиков (с 1991). 3. директор музея: А.С. Лукашкин (р. 1902) (1954-66), морской биолог. Дмитрий Геор. Браунс 4. почетный директор музея: академик В.Н. Ипатьев 5. вице-председатель: Н.А. Слободчиков (1966-91). 6. вице-председатель: Н.Ю. Афанасьев. Жена, дочь. 7. сотрудник музея: О.М. Бакич 8. сотрудник музея: А.А. Карамзин 9. Николая Петр. Лапикян
1982 г. - статья директора музея Николая Александровича Слободчикова МУЗЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. Музей является одним из ценных приобретений русской общественности Сан Франциско и сейчас вырос в большую организацию, известную не только в Америке, но и заграницей. Идея Музея появилась давно. В русских газетах эта идея начинает проскальзывать с 30-х годов и все больше голосов раздается за то, что необходимо создать организацию, которая сохранила бы русские ценности. Но русская общественность 30-х годов, так же как и вся Америка, страдала от депрессии и, хотя идея сохранения памятников русской культуры и была дорога русскому сердцу, занятость добыванием хлеба насущного не давала возможности начать этот тяжелый подвиг. В тe годы русская общественность в Сан Франциско только начала сплачиваться и организовываться. К концу 30-х годов, когда депрессия начала ослабевать, появляется такая крупная группировка, как Русский Центр, который в 40-х годах покупает здание теперешнего Русского Центра. И Центр, и русская газета переходят в новое помещение, где много места и можно подумать о Музее. К этому времени уже существует Русское Историческое Общество во главе с г-ном Фарафонтовым, оно ставит себе целью «сбор и хранение русских культурных и исторических ценностей.» Но Русское Историческое Общество занялось, главным образом, Фортом Росс и Достигло больших успехов в этом деле. Г-н Седых находит колокол, который был в церкви Форта Росс, члены общества занимаются просмотром местных документов, собирают и издают подробный материал о Форте Росс периода 1812-41 гг. Вероятно это общество занялось бы и своей первоначальной целью - хранением русских культурных ценностей, но начинается Вторая Мировая война, которая отрывает русских от культурной работы. Часть русских идет в армию, часть на фабрики и строительные верфи. Думать о собирании русских культурных ценностей некогда и до окончания войны эта мысль оставлена, но не забыта. В 1945 г., с окончанием этой разрушительной войны, начинают приходить со всех концов мира сведения о погибших русских материальных и духовных ценностях. Там библиотека сгорела, там была захвачена советскими. Пражский архив вывезен в СССР, библиотека имени императора Николая II в Белграде досталась тоже советским. Библиотека имени Тургенева в Париже частично погибла. Все это побудило русскую общественность начать действовать. В 1947 г. Петр Филаретович Константинов, посоветовавшись с правлением Русского Центра и членами Русского Исторического Общества, решил снова проводить в жизнь идею Музея Русского Архива и послать письма всем известным русским людям, а также всей русской общественности Сан Франциско и Калифорнии, прося их поддержки. Было решено организовать Музей-Архив Русской Культуры. В 1947 г. уже существующее Русское Историческое Общество созвало собрание, но ввиду малочисленности его состава решило ликвидироваться члены его вошли во вновь проектирующийся Музей-Архив, В 48-ом году музей начинает функционировать. Правление Русского Центра дает Музею верхний этаж. Вскоре на просьбы и письма Константинова начинает приходить поток предметов, документов и других ценностей. В то же время было разослано во все концы мира воззвание , приглашающее всех русских жертвовать в Музей исторические ценности. Десять толстых томов записи получений свидетельствуют об отклике на просьбу Музея. Вскоре по развитию дела, было решено как-то упрочить организацию Музея. Было написано и одобрено общим собранием «Временное положение Музея-Архива Русской Культуры». После смерти генерала Вагина, главного покровителя Музея, отношения Музея с тогдашним правлением Русского Центра стали довольно «прохладны». Это произошло от желания Правления сделать Музей абсолютно зависимым от Русского Центра, что не очень нравилось правлению Музея во главе с П.Ф. Константиновым. Фактически окончательного разрыва никогда не произошло, но Правление Русского Центра не могло дать Музею то, что он хотел, а именно - самостоятельности действий в определении политического курса, поэтому в 1953 г. музей решено было инкорпорировать, и он был зарегистрирован в штате Калифорния, как независимая организация, имеющая свой чартер. Таковым он остается и до сих пор. Первая стадия работы Музея, собирание русских ценностей, прошла довольно бурно и волонтеры-работники не смогли привести в порядок всего того, что им сдавалось, а ценности пришли очень большие. Так, например, из Польши были получены письма Великой Княжны Марии Александровны к ее отцу, Александру 2 и другим высокопоставленным лицам. Из Японии были получены письма известных русских писателей и поэтов - Некрасова, Майкова, Аксакова, Гончарова и других, а также масса ценнейших книг и портретов. Все это пришло в очень короткий срок и, конечно, при малочисленности добровольцев, все это было трудно освоить сразу. Второй период начался в 60-х годах, когда приток ценностей стал более или менее регулярным. В этот период работники Музея стали разбирать имеющиеся ценности, но это шло медленно, ибо энтузиастов дела было мало, а работы очень много, что, впрочем. остается и до теперешнего времени. В 70-х годах начался 3-ий период роста Музея - в американских масштабах. Мы устроили Музей на 3 этаже Русского Центра и стали платить небольшую ренту за помещение. Это всего только 75 долларов в месяц, но первоначально даже такая плата, как 900 долларов в год была очень тяжела для Музея. С организацией выставочной части Музея мы увеличили приток американских и русских посетителей и вызвали интерес к нему со стороны американской публики. Мы зарегистрировались в Ассоциации Американских Музеев и тогда появился интерес к Музею со стороны американских ученых и в сравнительно короткий срок у нас перебывали почти все известные профессора, работающие по русским вопросам. Затем нами заинтересовались университеты и научные организации Америки. Институт имени Кеннана прислал к нам молодого сотрудника, чтобы переписать имеющиеся у нас интересные документы и манускрипы. В результате работы этого американского ученого «Кеннан Институт» опубликовал в своих бюллетенях о имеющихся у нас ценностях. Эти бюллетени были отправлены во все университеты ,и Музей стал известен во всем мире. К нам поступают запросы со всех концов света и это создает еще одно затруднение для музейных работников, которые не только занимаются своей работой разборки полученных материалов, но должны также принимать экскурсии школьников, студентов и помогать профессорам в нахождении нужных им материалов и отвечать на письма. В этом году Калифорнийский университет решил сделать микрофильмы части наших архивов и, вероятно, получит на это деньги от правительства. В Музее сейчас работы очень много, единственно чего не хватает, это средств. Члены Музея платят только 6 долларов в год, или 50 центов в месяц, чего не хватает даже на покрытие ренты Русскому Центру. Музей существует большей частью на пожертвования и завещания. Отсутствие средств мешает Музею исполнить свою мечту - иметь собственное здание. К сожалению, в настоящее время это абсолютно невозможно. Нам нужны работники-добровольцы, мы примем их с открытыми объятиями. Мы приглашаем всех, кто хочет прийти и поработать с нами. Н. Слободчиков
источник: газета "Русская Жизнь" (Сан Франциско, Калифорния) от 10 августа 1982 г.
Документы эмиграции Дальнего востока в фондах Музея русской культуры Русского центра в Сан-Франциско Мелихов Г.В., Шмелев А.В. Документы эмиграции Дальнего Востока в фондах Музея русской культуры Русского центра в Сан-Франциско // Россика в США: Сборник статей (Материалы к истории русской политической эмиграции; вып. 7) - М.: Институт политического и военного анализа. - 2001. - С. 186-204
Материалы о жизни Императорской Фамилии Романовых, включающие их последние дни в Сибири источник: http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1187386
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Dordopolo |