Музей русской культуры в Сан-Франциско San-Francisco
  Главная  |   О нас  |   Контакты - e-mail: dordopolo@mail.ru  |   Список  |
 

Кружок поэтов и писателей - основатель Вл. Дордополо (118)
сборник произведений членов Кружка - «Альманах № 1» и «Альманах № 2» (0)
История Кружка поэтов и писателей - Литературные встречи (0)
произведения Владимира Дордополо - Vladimir Dordopolo (84)
Биографии участников кружка "Литературные встречи" в Сан-Франциско (27)
биография Вл. Дордополо - Dordopolo (0)
Литературный кружок и его гости (0)
Оценка недвижимых имущества г. Ростова на Дону на 1906 год (0)
Театральная деятельность поэтов и писателей кружка в Сан Франциско (0)
Архив Ангелины - дочери Вл. Дордополо (20)
Странности и Кружок Литературные встречи (0)
Общество русских инженеров в Америке (0)
г. Ростов на Дону (9)
г. Белая Калитва - Усть-Белокалитвенская станица (0)
имение Матвейково и совхоз Марат (8)
список лиц (31)
справочник (44)
забытые имена (0)
статьи - разное (3)
библиотека (0)
фотогалерея (4)

Разделы
О нас
Контакты
Ссылки
О Литфонде
День русского ребенка в Америке Сан-Франциско
воинский призыв в царской России - кого и на сколько брали в армию
Ростовский Академический театр драмы имени М.Горького - г. Ростов на Дону
Русская национальная идея
Европейская национальная идея
книга "Ритмы истории" - Н.Д. Морозов
Кружки и общества - Ю.М. Лотман - Беседы о русской культуре
Белокалитвенская станица
онлайн библиотека
онлайн-переводчик

Новости
2018-08-08
Загадка книги «Праздник молодости».
2015-12-09
Александр Ильский и Шолохов М. А. - "Тихий Дон" и "Роман-газета"
2015-02-10
Рассказ: "Пятиминутный Станиславский: Из прошлого" - М. Имшенецкая
2014-11-28
Источниками высокоэнергетических нейтрино оказались черные дыры
2013-07-21
Самолёт Можайского и братья Райт
2013-07-03
Астероид - 2003 QQ47
2013-04-04
Древо человечества
2013-03-29
Нострадамус: Франциск - последний Папа Римский
2012-10-27
Дольмены и религия Змей
2012-08-13
Поэтесса Марианна Колосова - патриот России!
2012-06-06
Земля, Венера и Солнце выстроились в одну линию
2012-05-05
Вторая Российская эмиграция
2012-04-22
Курильские острова – на каких условиях отдали бы их Японии
2012-04-10
совхоз "Матвеевское" и поселок "Заречье"
2012-03-26
газета "Новое русское слово" о книге "Дорога к истине" Вл. Дордополо
2012-03-26
Ночь светла, над рекой тихо светит луна - Старинный романс
2012-03-19
Беседы о русской культуре - Юрий Михайлович Лотман
2012-03-15
Ипатьевский монастырь в г. Кострома, где благославляли на царствие и Ипатьевский дом где растреляли царскую семью
2012-03-14
Символы: 4 - 44 - SS - Z (две молнии у СС)
2012-03-14
Художественно-Интеллектуальные салоны
2012-03-13
Полеты во сне и наяву
2012-03-09
Строительная фамилия
2012-03-04
Радиовихрь
2012-03-01
Россияне торопятся купить машину до выборов
2012-01-29
Академик Ядов О.И. - О Музее Русской Культуры в г. Сан–Франциско Калифорния
2012-01-20
Волны эмиграции
2011-09-30
29 сентябтя - запуск Небесного дворца - китайская космическая станция
2011-09-21
Ростислав Плятт и Ростовский театр им. М.Горького - воспоминания
2011-07-24
Казаки в иррегулярных войсках России
2011-07-17
Проектирование будущего
2011-06-13
Огурцы – Кишечная палочка – Серебро
2011-06-12
Ф.Д.Крюков, М.А. Шолохов и "Тихий Дон" - загадка авторства
2011-06-08
Владимир и Рогнеда
2011-06-05
Тихий Дон - Финляндия - Эстония - атаман П.Н. Краснов
2011-06-01
Уинстон Черчилль - Стена и кирпич
2011-05-30
дефолт в Америке
2011-05-12
Ветеран посылкой отправил в Кремль свои боевые награды и написал письмо премьеру.
2011-04-23
народонаселение России
2011-04-10
"частица бога"
2011-04-07
Дальнему Востоку снова предсказали землетрясение примерно на 25 апреля
2011-03-19
о чем молчат космонавты
2011-02-25
бунт одиночки против мнения и обычаев большинства
2011-02-19
Дендерский знак и Фаэтон
2011-02-18
рений - острова - японцы
2011-02-17
Аэрозоль - грипп--распыление в атмосфере городов - г. Сан-Франциско
2011-02-06
Шунгит
2011-02-04
послание Сергея Рудакова
2011-01-30
галлюцинации Шопена
2011-01-24
причины массовой гибели птиц (птичий мор) и рыб неизвестны - так-ли это...
2011-01-19
идёт охота на волков...

 

Flag Counter
 
 

Только строка целиком

Музей Русской Культуры

 

 

 

     Музей-архив Русской Культуры при Русском Центре в Сан-Франциско был организован в 1948 году с целью спасения материалов русских эмигрантов

 

О Музее и Архиве русской культуры в Сан–Франциско - почетный директор музея академик Ядов О.И.

Антипин Петр Поликарпович - горный инженер, один из основателей Музея Русской Культуры и один из ближайших сподвижников П.Ф. Константинова.

 


Члены Правления Музея Русской Культуры,

стоявшие у истоков его создания. Снимок сделан во время ежегодной

«Чашки чая», проводимой в Русском центре.

cлева направо: П. П. Антипин, Н. П. Машевский, А. Т. Бельченко, Б. Н. Волков, А. П. Лебедев, А. Л. Исаенко, А. И. Вольский, П. Ф. Константинов. (г. Сан-Франциско, Калифорния,  24 июня 1950 г., МРК, № 102-1, альбом № 1.)

 

 

источник: http://www.mrcsf.org/ru_research_and_publications/137/


 

Задачи музея в настоящее время:

 

- Поддерживать русскую культуру и собирать свидетельства об её влиянии на культуру США.

- Собирать и хранить все типы исторических материалов, книг, газет, журналов и вещей, включая государственные, публичные и частные архивы и библиотеки, содержащие информацию о деятельности русской эмиграции во всем мире, и об их жизни до революции 1917 года.

- Собирать и хранить материалы об американцах русского происхождения, которые внесли выдающийся вклад в культуру, науку и технологию США.

- Собирать и хранить материалы об истории и деятельности русского общества и различных русско-американских организаций в районе Сан-Франциско, залива и всего западного побережья.

- Сделать эти материалы доступными для лиц, ведущих исследования по русской истории и культуре.

- Организовать обмен материалами и участие в совместных выставках, исследовательских проектах и прочее с аналогичными образовательными и культурными учреждениями.

- Содержать Выставочный зал Музея открытым для бесплатного доступа широкой публики. Снабжать экспонаты письменными объяснениями на русском и английском языках.

 

     С 1953 года Музей-архив зарегистрирован как некоммерческая организация, освобожденная от налогов по законам Штата Калифорния и Соединенных Штатов Америки.

 

Президент Музея-архива – Николай Корецкий.

 


 

   Цели и задачи музея во времена 1959 г.:

            

                                       МУЗЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ в Сан-Франциско.

      Основная  цель Музея - сбор и хранение  всевоз­можных, культурных  ценностей, относящихся к жизни и творчеству русской эмиграции, а также всяких материалов по истории и культуре России.

     Сразу же после открытия Музей обратил на себя внимание наших выдающихся людей науки, искусства, общественной и церковной жизни, которые поддержа­ли его не только морально, но и своим активным уча­стием, присылая музейно-архивные материалы.

     Музей не есть собственность какой-то группы; он принадлежит всей русской эмиграции, так как только на основе жертвенного участия и поддержки всей эми­грации возможно его существование и развитие. В дей­ствительности так это и есть: материалы поступают со всех мест рассеяния русских по всему миру: Музей получил из 25 разных стран.

     В настоящее время Музей имеет много ценного, нередко уникального, материала, распределенного по 7 отделам. Эти отделы: исторический, научный, искус­ства, жизнь зарубежья, газетно-журнальный, книгохра­нилище и архив.

     Музей принимает в дар или на временное хранение: книги, брошюры, рукописи, журналы, письма и биогра­фии выдающихся русских людей, картины, скульптуру, архитектурные проекты, художественные и историче­ские открытки, фотографии, карты, почтовые и денеж­ные знаки, монеты, медали, значки, предметы быта, образцы кустарных изделий, художественное рукоделие; и берет на себя все расходы по пересылке посылаемого музейного материала, в случае денежного затруднения жертвователя.

     Музей гарантирует перед всей русской эмиграцией, что все находящиеся в нем ценности и материалы, ни при каких условиях не могут быть переданы советской власти, а будут храниться для передачи законно-избран­ному национальному Правительству будущей возрожде­нной России.

     Часто бывает в нашей эмигрантской жизни, что редкие и ценные с общественной точки зрения предметы и материалы лежат, сложенные в старых чемоданах или коробках где-то в кладовых, на чердаках или в подваль­ных помещениях. Все содействует их разрушению и даже потере: перемена местожительства, семейные обстоятель­ства, материальные затруднения и уход из жизни. Так или иначе они пропадают для общества, хотя и имеют культурную ценность. Часто они дороги владельцам и трудно им с ними расстаться, но благородный поступок послать на хранение в Музей принесет владельцам моральное удовлетворение, что этот дар становится по­лезен русскому обществу и будущей России.

     Музей обращается ко всем русским национально-настроенным людям не смущаться ни количеством, ни качеством могущих быть переданными Музею материа­лов, так как самый скромный дар в соединении с дру­гими имеет совершенно иную ценность и значение.

     Привлекая своих друзей и знакомых к участию в поддержке Музея, Вы становитесь идейным и активным покровителем, верным другом и помощником Музея, зная, что помогая Музею, Вы оказываете услугу рус­скому имени, русской национально-патриотической идее и русской культуре Зарубежья.

 

                                                                         Правление Музея    

    



 

Из архива Ангелины - Музей Русской Культуры в Сан-Франциско.

Надписи на газете сделаны Владимиром Дордополо.

  In an attic crowded with cultural materials are officials of the Museum of Russian Culture, from  

left, treasurer Vladimir Dordopolo, secretary Sophia Knatz, director Nicolas Slobodchikcoff.


 

Nicolas Slobodchikcoff.

СЛОБОДЧИКОВ Николай Александро­вич (2 дек. 1911, Самара - 4 окт. 1991, Сан-Франциско) - инженер-электромеханик, музейный работник. Род. в семье адвоката и общественного деятеля, участника Бело­го движения на Востоке России. После поражения белых семья С. перебралась через Владивосток в Харбин. В Харбине оконч. гимназию им. Ф.М. Достоевского. В 1948 с семьей прибыл в Сан-Франциско. Инж. образование получил в Льежском ун-те в Бельгии и в инж. колледже Хилдс в Сан-Франциско. Сначала работал на долж­ности инж.-проектировщика в компании Pacific Gas and Electric, потом - инж. в California Public Utilities Commission. В отставке с 1976. Состоял членом Амер. обва инж.-механиков, Об-ва военных инж. и Амер. филателистич. общ-ва, многоч. рус. орг-ций.

Один из основателей музея при Рус. Центре в Сан-Франциско, в 1966-91 - ди­ректор музея. Способствовал получению новых поступлений, их описанию и вклю­чению в соответствующие музейные отде­лы. Под рук. С. музей собрал материалы о жизни рус. эмиграции во всём мире, вклю­чая материалы о России до революции, о Гражданской войне и о жизни русских за рубежом. В музее собрано более 15 тыс. книг, тысячи номеров газет и журналов, изданных за рубежом. Родственники: сын Константин с семьёй.

Похоронен на Серб, кладбище в Сан-Франциско.

Ист. АА. Николай Александрович Слободчиков, машинопись (1992), 1 с.; АРЦ. Тарала Г.А. Сводка кладбищенских дат, 2003. С. 5. Лит. Некролог //РЖ. 1991. 8 окт.; Шмелёв А.В. К 50-летию Музея рус. культуры в Сан-Франци­ско. Машинопись (1998), 3 с.

 

данные из биографического словаря - Русские в Северной Америке


СЛОБОДЧИКОВ, Николай Александрович (15 дек. 1911, Самара - 4 окт. 1991, Сан-Франциско). Окончил русскую гимназию им. Ф.М. Достоевского в Харбине, Льежский университет в Бельгии, колледж Хилдс в Сан-Франциско. В Харбине и Шанхае принимал участие в ра­боте научных организаций. Переехав в США (1948), ра­ботал проектировщиком и инженером. Председатель правления и заведующий архивом Музея русской куль­туры (1965-91).

 

данные из книги - Русский Сан-Франциско

                            


 

Семья Слободчиковых. А.Я.Слободчиков, Е.Н.Веденяпина – бабушка (в центре), А.А. Слободчикова; 
Дети: Николай, Владимир, Лев

 

Владимир Слободчиков - и его книга: "О судьбе изгнанников печальной... Харбин. Шанхай"


     Владимир Александрович Слободчиков родился в 1913 г. в России, в дворянской семье и прошел через испытания 20-летней эмиграции в Харбине и Шанхае. Путь на Родину оказался для него весьма своеобразным. Похищение в Китае, нелегальная доставка в Москву. Лубянка, Бутырка… А впереди были Чита, Саратов, Москва. Ныне здравствующий, Владимир Александрович, увлекавшийся поэзией, музицированием, энтомологией, служивший во французской полиции, многое и многих, - например, Шаляпина и Вертинского, - повидавший на своем пути, стал заметной фигурой в советском и российском просвещении – ученым-исследователем, создателем школьных учебников французского языка. Книга воспоминаний «О судьбе изгнанников печальной», охватывающая без малого столетие, представляет собой многоплановый исторический документ, в котором есть жизнь во всей ее полноте и реальности - без вымышленных имен и фактов.

 

 "…..Здесь я подружился с моим братом Колей. Удивительное дело: за всю длинную дорогу - в Уфе, в Омске, в поезде - я совсем не ощущал присутствия братьев, даже тогда, когда в Челябинске мы гуляли по городу под руководством старшего «мудрого» брата Льва. А здесь Коля стал неотъемлемой частью моего существования. Я все время был с ним.

     Все интересы у нас оказались общими. Мы вдвоем отправлялись вверх по горе в поисках японских пуль, валявшихся там со времен войны. Мы вместе ловили больших черно-переливчатых махаонов, которых владивостокские дети, и мы тоже, почему-то называли курицами. Мы вместе рылись в земле в поисках кладов, оставленных нашими далекими предками; кладов мы, конечно, не находили, потому что никаких кладов там, естественно, не было. Мы вместе молились и по-детски беседовали о нашей жизни, о нашей милой маме, которая казалась нам ангелом-хранителем……"           http://esj.ru/2005/01/03/bezhenstvo/ 

-----

     Слободчиков Владимир Александрович (1913, Самара). С 1920-х годов до 1953 жил в Харбине и Шанхае. Участвовал в литературном объединении "Чураевка". Печатался в газете "Чураевка", в сборнике "Излучины", в журналах "Парус", "Мысль и творчество". Вернувшись в СССР, жил в Саратове, оттуда переехал в Москву. Автор ряда научных работ и учебников французского языка для школьников.

http://magazines.russ.ru/nj/2003/2321/poet.html


     Говоря о Музее русской культуры в Сан-Франциско, нельзя не упомянуть Николая Александровича Слободчикова, долгие годы входившего в состав правления, а затем ставшего после А.С. Лукашкина директором музея. Энциклопедически образованный человек, великолепно знавший российскую историю и все хранившиеся в музее фонды, он вел огромную работу по сбору материалов русских эмигрантов. 

 

источник:  http://ricolor.org/rz/amerika/ar/rys/8/

 


Русский центр (Музей Русской культуры) (Сан-Франциско)

 

     В 1948 году в Сан-Франциско был основан Русский музей - семь основных отделов: 1) научных и прикладных   знаний; 2) искусств; 3) исторический; 4) жизни русского зарубежья; 5) художественной литературы; 6) библиотечно-архивный и 7) газетно-журнальный.

 

     В 1965 году на базе музея был основан Русский центр.  Библиотека – 15000 томов.

1.   основатель и директор музея: Петр Филарит. Константинов, агроном Департамента земледелия США (1948-54) (9.08.1890 – 24.01.1954, Сан-Франциско), сын мирового судьи. Окончил Казанское реальное училище и агрономическое отделение Московского сельскохозяйственного института. Участник гражданской войны, контужен в бою на р. Белой. С 1920 г. в   эмиграции в Китае. Жил на станции Эхо, где работал помощником заведующего опытным полем КВЖД (1921-24). В 1924-29 гг. жил и работал в Харбине. Являлся заведующим сельскохозяйственной лабораторией КВЖД, читал курс лекций в местных учебных заведениях. Опубликовал несколько научных статей по сельскому хозяйству. В 1929 г. переехал в Сан-Франциско. Окончил Калифорнийский университет.

2.  председатель центра (директор Русского музея): инженер Николай Алексан. Слободчиков (с 1991).

3.  директор музея: А.С. Лукашкин (р. 1902) (1954-66), морской биолог.

                                  Дмитрий Геор. Браунс

4.  почетный директор музея: академик В.Н. Ипатьев

                                                   академик О.И. Ядов

5.  вице-председатель: Н.А. Слободчиков (1966-91).

6.  вице-председатель: Н.Ю. Афанасьев. Жена, дочь.

7.  сотрудник музея: О.М. Бакич

8.  сотрудник музея: А.А. Карамзин

9.  Николая Петр. Лапикян 

 

 

источник:  http://whiterussia1.narod.ru/EMI/SOCUSA.htm


1982 г. - статья директора музея Николая Александровича Слободчикова

 

                                              

                                                           МУЗЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

 

     Музей является одним из ценных приобретений русской общественности Сан Франциско и сей­час вырос в большую организацию, известную не только в Америке, но и заграницей. Идея Музея появилась давно. В русских газетах эта идея начинает проскальзывать с 30-х годов и все больше голосов раздается за то, что необходимо создать организацию, которая сохранила бы русские ценности.  Но русская общественность 30-х годов, так же как и вся Америка, страдала от депрессии и, хотя идея сохранения памятников русской культуры и была дорога русскому серд­цу, занятость добыванием хлеба насущного не давала возможности начать этот тяжелый под­виг. В тe годы русская общественность в Сан Франциско только начала сплачиваться и организовываться.

     К концу 30-х годов, когда депрессия начала  ослабевать, появляется такая крупная группировка, как Русский Центр, который в 40-х годах покупает здание теперешнего Русского Центра. И Центр, и русская газета переходят в новое   помещение,  где  много  места  и  можно  подумать о Музее.  К этому времени уже  существует Русское Историческое Общество во главе с  г-ном Фарафонтовым, оно ставит себе целью  «сбор и хранение русских культурных и исторических ценностей.»

     Но Русское Историческое Общество занялось,  главным образом, Фортом  Росс и  Достигло больших успехов в этом деле. Г-н Седых на­ходит колокол, который был в церкви Форта Росс, члены общества занимаются просмотром местных документов, собирают и издают под­робный материал о Форте Росс периода 1812-41 гг. Вероятно это общество занялось бы и своей первоначальной целью - хранением русских куль­турных ценностей, но начинается Вторая Мировая война, которая отрывает русских от куль­турной работы. Часть русских идет в армию, часть на фабрики и строительные верфи. Ду­мать о собирании русских культурных ценностей некогда и до окончания войны эта мысль ос­тавлена, но не забыта.

     В 1945 г., с окончанием этой разрушительной войны, начинают приходить со всех концов мира сведения  о погибших русских материальных и духовных ценностях. Там библиотека сгорела, там была захвачена советскими. Пражский архив вывезен в СССР, библиотека имени императо­ра Николая II в Белграде досталась тоже совет­ским. Библиотека имени Тургенева в Париже частично погибла.

     Все это побудило русскую общественность на­чать действовать.

     В 1947 г. Петр Филаретович Константинов, посоветовавшись с правлением Русского Центра и членами Русского Исторического Общества, решил снова проводить в жизнь идею Музея Русского Архива и послать письма всем из­вестным русским людям, а также всей русской общественности Сан Франциско и Калифорнии, прося их поддержки. Было решено  организо­вать Музей-Архив Русской Культуры.

     В 1947 г. уже существующее Русское Истори­ческое Общество созвало собрание, но ввиду малочисленности его состава решило ликвиди­роваться члены его вошли во вновь проекти­рующийся Музей-Архив, В 48-ом году музей начинает функционировать. Правление Рус­ского Центра дает Музею верхний этаж. Вско­ре на просьбы и письма Константинова на­чинает приходить поток предметов, докумен­тов и других ценностей. В то же время было разослано во все концы мира воззвание , при­глашающее всех русских жертвовать в Музей исторические ценности. Десять толстых томов записи  получений  свидетельствуют об откли­ке на просьбу Музея. Вскоре по развитию дела, было  решено  как-то упрочить организацию Музея. Было написано и одобрено общим соб­ранием «Временное положение Музея-Архива Русской  Культуры». После смерти  генерала    Вагина, главного покровителя  Музея, отноше­ния Музея с тогдашним правлением  Русского Центра стали довольно «прохладны». Это про­изошло от желания Правления сделать Музей абсолютно зависимым от Русского Центра, что не очень нравилось правлению Музея  во главе с П.Ф. Константиновым. Фактически окончательного разрыва никогда не произошло, но Правление Русского Центра не могло дать Музею то, что он хотел, а именно - самосто­ятельности действий  в  определении  политиче­ского курса, поэтому в 1953  г. музей  решено было инкорпорировать, и он был зарегистрирован в штате Калифорния, как независимая орга­низация, имеющая свой чартер. Таковым он остается и до сих пор.

     Первая стадия работы Музея, собирание рус­ских ценностей, прошла довольно бурно и волон­теры-работники не смогли привести в порядок всего того, что им сдавалось, а ценности при­шли очень большие. Так, например, из Польши были получены письма Великой Княжны Марии Александровны к ее отцу, Александру 2 и дру­гим высокопоставленным лицам.  Из Японии были получены письма известных русских писа­телей и поэтов - Некрасова, Майкова, Аксакова, Гончарова и других, а также масса ценнейших книг и портретов. Все это пришло в очень корот­кий срок и, конечно, при малочисленности доб­ровольцев, все это было трудно освоить сразу. Второй период начался в 60-х годах, когда при­ток ценностей стал более или менее регулярным. В этот период работники Музея стали разбирать имеющиеся   ценности, но это шло медленно, ибо энтузиастов дела было мало,   а работы очень много, что, впрочем. остается и до тепере­шнего времени. В 70-х годах начался 3-ий пери­од роста Музея - в  американских масштабах. Мы устроили Музей на 3 этаже Русского Центра и стали платить небольшую ренту за помещение. Это всего только 75 долларов в ме­сяц, но первоначально даже такая плата, как 900 долларов в год была очень тяжела для Музея.

     С организацией выставочной части Музея мы увеличили приток американских и русских посе­тителей и вызвали интерес к нему со   стороны американской публики. Мы зарегистрировались в Ассоциации Американских Музеев и тогда по­явился интерес к Музею со стороны американ­ских ученых и в сравнительно короткий срок у нас перебывали почти все известные профессора, работающие по русским вопросам. Затем нами заинтересовались университеты  и научные  ор­ганизации Америки. Институт имени Кеннана прислал к нам молодого  сотрудника,  чтобы переписать имеющиеся у нас интересные доку­менты и манускрипы. В результате работы этого американского  ученого «Кеннан Институт» опубликовал в своих бюллетенях о имеющихся у нас ценностях. Эти бюллетени были отправ­лены во все университеты ,и Музей стал известен во всем мире. К нам поступают запросы со всех концов света и это создает еще одно затрудне­ние для музейных работников, которые не только занимаются своей работой разборки полученных материалов, но должны также принимать экскур­сии школьников, студентов и помогать профес­сорам в нахождении нужных им материалов и отвечать на письма. В этом году Калифорний­ский университет решил сделать микрофильмы части наших архивов и, вероятно, получит на это деньги от правительства. В Музее сейчас работы очень много, единственно чего не хватает, это средств. Члены Музея платят только 6 долла­ров в год, или 50 центов в месяц, чего не хватает даже на покрытие ренты Русскому Центру. Му­зей существует большей частью на пожертво­вания и завещания. Отсутствие средств мешает Музею исполнить свою мечту - иметь собствен­ное здание. К сожалению, в настоящее время это абсолютно невозможно. Нам нужны работ­ники-добровольцы, мы примем их с открытыми объятиями.  Мы приглашаем всех,  кто хочет прийти и поработать с нами.

                                                                                                       Н. Слободчиков

 

источник: газета "Русская Жизнь" (Сан Франциско, Калифорния) от 10 августа 1982 г.


 

Документы эмиграции Дальнего востока в фондах Музея русской культуры Русского центра в Сан-Франциско
24.06.2002 21:46 | Русское Зарубежье

     Мелихов Г.В., Шмелев А.В. Документы эмиграции Дальнего Востока в фондах Музея русской культуры Русского центра в Сан-Франциско // Россика в США: Сборник статей (Материалы к истории русской политической эмиграции; вып. 7) - М.: Институт политического и военного анализа. - 2001. - С. 186-204



Документы эмиграции Дальнего востока в фондах Музея русской культуры Русского центра в Сан-Франциско

Одной из важнейших особенностей , отличающих российские эмигрантские сообщества в разных странах рассеяния было стремление создать объединяющие и способствующие сохранению их культурной и этнической общности организации-центры. В Маньчжурии это был вначале Комитет помощи русским беженцам (Беженский комитет), затем Дальневосточное объединение эмиграции во главе с Д.Л. Хорватом, позднее Бюро по делам российских эмигрантов. В Шанхае Комитет защиты прав и интересов русских эмигрантов. То же, только с большим уклоном в культуру, происходило в США и Австралии, а также в Израиле.
Сегодня наиболее крупный центр объединения русских в США находится на Западном побережье, в Сан-Франциско это Русский центр; под его патронатом здесь и возник Музей русской культуры (1).
Русский центр был создан в 1939 г., его предшественником был Русский клуб (с 1925 г.). Музей русской культуры в Сан-Франциско (первоначально Музей-Архив русской культуры) был основан в 1948 г. и стал в настоящее время самостоятельной организацией, со своим Правлением, и постоянным членом Конференции Западных Музеев, т.е. музеев, находящихся на этом Западном побережье Соединенных Штатов. Роль и заслуга этого и других объединяющих центров в сохранении этнической и культурной общности русской колонии в Калифорнии чрезвычайно велика (2).
Целями Музея, как их определяет в настоящее время его руководство, являются:

а) Способствовать распространению русской культуры среди американцев русского происхождения, американцев, интересующихся русской историей, и широкой публики в целом;
б) Собирать и хранить всевозможные исторические материалы, воспоминания, книги, газеты, включая правительственные, общественные и частные архивы, библиотеки, содержащие информацию о деятельности русских эмигрантов во всем мире, об их жизни до революции 1917 года;
в) Сделать эти материалы доступными для лиц, ведущих исследования по русской истории и культуре;
г) Организовать обмен материалами и участие в совместных выставках, исследовательских проектах и пр. с аналогичными образовательными и культурными учреждениями;
д) Содержать Выставочный зал Музея открытым для бесплатного доступа широкой публики. Снабдить экспонаты письменными объяснениями на русском и английском языках (3).
Музей состоит из следующих отделов:

а) Выставочный зал;
б) Архивная библиотека, содержащая около 15 тыс. книг, изданных в дореволюционной России и русскими эмигрантами, по большей части на русском языке, из которых многие являются весьма редкими изданиями;
в) Отдел серийных изданий с обширной коллекцией русских газет и журналов русских эмигрантов, выходивших в свет по всему миру. Часть этой коллекции находится на микрофильмах;
г) Коллекции архивных документов состоят из:
Документы по русской революции и гражданской войне, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке (4)
Документы по русско-японской и первой мировой войнам
История русской эмиграции (архивы различных организаций и обществ)
Личные архивы выдающихся представителей эмиграции
Воспоминания
Документы Российской Духовной Миссии в Пекине, Китай
Документы, связанные с Китайской Восточной железной дорогой в Маньчжурии Материалы, относящиеся к жизни русских эмигрантов во всем мире (в оригинале сбой в нумерации статей Г.М. и А.Ш.)

Материалы о жизни Императорской Фамилии Романовых, включающие их последние дни в Сибири
Материалы, отражающие жизнь в России до революции (5).

Богатейшие фонды Музея русской культуры в Сан-Франциско охватывают, пожалуй, все важнейшие этапы русской истории новейшего времени. Особенно широко представлены документы и материалы русской эмиграции Дальнего Востока. Этому есть логичное объяснение. Последняя крупная волна русской эмиграции в Америку была связана с эвакуацией в 1948 г. из Циндао и Шанхая на Филиппины (остров Тубабао (Самар) большой группы русских беженцев (подробнее см. об этом Мелихов Г.В. Указ соч., с. 116-117), большинство из которых составляли бывшие жители Харбина и Маньчжурии в целом. Эти харбинцы и шанхайцы, имевшие большие навыки общественной работы в различных русских организациях и сумевшие сохранить свои архивы, и стали и в Америке активными сотрудниками Русского центра и Музея русской культуры.
Так из числа 75 членов-учредителей Русского центра многие были выходцами из Китая, а Г.К.Бологов стал его председателем; среди сотрудников Музея-Архива русской культуры тоже было немало россиян из Китая, а из пяти председателей Правления Музея четверо были харбинцами: П.Ф.Константинов ученый агроном и специалист по соевым бобам; А.С.Лукашкин крупный специалист по флоре и фауне Маньчжурии, куратор Музея Общества изучения Маньчжурского края в Харбине: Н.А.Слободчиков инженер, получивший образование в Льежском университете в Бельгии; в настоящее время председателем является Д.Г.Браунс,- тоже старожил г. Харбина, вице-председателем тоже харбинец Г.А.Тарала. Краткие биографии их впервые приведены О.М.Бакич (6).
Все богатство архивов Музея русской культуры можно вполне представить себе только по одной цифре: их коллекции размещаются сегодня в 4 тысячах ящиков! За приведенным выше перечнем этих коллекций десятки тысяч документов, чаще всего пока еще неизвестных исследователям, носящих совершенно уникальный характер. Это позволяет назвать сегодня Музей одним из крупнейших в мире архивохранилищ, содержащим исключительно богатый и ценный исторический материал, - в том числе по истории и культуре русской эмиграции в странах Дальнего Востока и в США Для историка этой, в общем-то, восточной ветви русской эмиграции особенно ценными представляются указанные в списке фондов пункты 3-5.
За короткой строчкой 3. История русской эмиграции скрываются богатейшие коллекции архивных документов Русского исторического общества в Америке, Русского сельскохозяйственного общества, Федерации русских благотворительных организаций, Русского студенческого общества при Калифорнийском университете в Беркли, Общества помощи и покровительства русским детям, скаутского движения в США и многих других.
Не менее, а, пожалуй, даже еще более богатым является содержание пунктов 4. Личные архивы выдающихся представителей эмиграции и 5.Воспоминания.
Здесь находятся исключительно ценные и, что важно отметить, уже описанные А.В.Шмелевым и частично О.М.Бакич такие личные фонды как (по краткому списку): журналистов и писателей Е.С.Исаенко, О.А.Морозова, Б.Н.Волков, Е.А.Гуменская, Г.Д.Гребещиков (фонд пока не описан); деятелей культуры руководитель Общестуденческого хора А.А.Архангельский, Хора донских казаков Н.Кострюков, Хора кубанских казаков С.Д.Игнатьев, другие; ученых В.Н.Ипатьев, В.Я.Толмачев, В.В.Поносов, А.С.Лукашкин, Г.К.Гинс; военных Н.А.Орлов, А.Г.Ефимов, А.Н.Вагин, други; политических деятелей и дипломатов Д.Л.Хорват (фонд не описан около 2 тыс. документов), П.Г.Васкевич, А.Т.Бельченко, И.К.Окулич, дочь П.А.Столыпина М.П.Бок; священнослужителей о.Александр Самойлович, о. Давид Чубов, о. Иннокентий Серышев; предпринимателей братья Воронцовы, другие.
Помимо этих, сделаны также описи фондов крупного русского педагога Н.В.Борзова и известной харбинской семьи фон-Арнольд (фондоосновательница Антонина Романовна фон-Арнольд). Как и все другие, они любезно присланы из США и предоставлены в наше распоряжение Георгием Андреевичем Тарала, за что мы выражаем ему глубокую благодарность. И публикуем их ниже.
На все эти обширные фонды исследователям стоит обратить самое серьезное внимание.
Дело в том, что большинство коллекций Музея вплоть до последнего времени оставались труднодоступными для специалистов из-за тех организационных и технических трудностей, которые переживал Музей, все сотрудники которого работают исключительно на общественных началах. Теперь же, в дополнение к переснятым в 80-х годах ХХ века на микрофильмы значительной части газет и журналов и приблизительно 350 книгам Музея по его совместному проекту с Библиотекой Калифорнийского университета (что сделало их широко доступными для ученых), в 1999-2001 гг. Гуверовский институт осуществил совместно с Музеем, по крупному гранту Национального фонда развития гуманитарных наук (США) широкий проект по обработке и микрофильмированию наиболее важных коллекций Музея, в число которых вошли эти перечисленные выше фонды, ставшие таким образом тоже доступными для пользователей в читальном зале Гуверовского архива (7).
Более того, запланирована последующая публикация их в с е х в сети Интернет, что сделает эту важную часть архива Музея русской культуры доступной для еще более широкого круга лиц во всех странах мира, интересующихся историей и культурой русской эмиграции.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.Слава Хвала Честь. Юбилейный сборник, посвященный 25-летию основания Русского Центра в Сан Франциско С.Ш.А. - Сан-Франциско, /1964/. С.1-ХП, 1-66; Слободчиков Н.А., ред. Museum of Russian Culture Хранилища памятников культуры и истории Зарубежной Руси. Сан-Франциско. Б.г. С.1-128; Наиболее полный очерк по его истории принадлежит Бакич О. Музей русской культуры в Сан-Франциско. Наше пятидесятилетие // Россияне в Азии, Торонто. 1998, 5. С.261-274. Отдельный оттиск с заголовком на английском языке MUSEUM of Russian Culture INC. San Francisco, б.г. С. 1-П, 1-12 (далее MUSEUM); см. также Хисамутдинов А. Музей русской культуры в Сан-Франциско: материалы дальневосточной эмиграции. Отечественные архивы. Москва, 1999, 5. С.22-29.
2.Мелихов Г.В. Русские общины в США. Австралии, Китае. Общее и особенное // Национальные диаспоры в России и за рубежом в Х1Х-ХХ вв. Сборник статей. М., 2001. С.113-122.
3.MUSEUM. P. 1.
4.Обозрены А.В.Поповым. См. Попов А.В. Музей русской культуры в Сан-Франциско: материалы по истории русской армии и гражданской войны // Армия и общество. Материалы конференции. Тамбов, 2000. С.
5.MUSEUM. P. II.
6.Ibid., P. 10-11.
7.См. Гуверовский институт: микрофильмирование и организация справочно-поискового аппарата к коллекциям Музея русской культуры в Сан-Франциско. 11 ноября 2000. / С.1-1У/.

источник: http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1187386

 

 

 
 
Статьи

Поэты и писатели кружка «Литературные Встречи»
Русский центр
Музей Русской Культуры
Российское зарубежье во Франции 1919-2000
Русские в Северной Америке
Толстовский Фонд
Литфонд
газета - Русская Жизнь
ежемесячник - Русская Жизнь - Сан Франциско
книга - Русский Сан-Франциско автор А. А. Хисамутдинов
Лига Американо-Русских женщин
День русского ребенка
Посещение главами государства Музея русской культуры в Сан-Франциско
Сводный каталог периодики русского зарубежья
газета - Новое русское слово
газета - Наше Время
Русский клуб
Родина - г. Ховелл, штат Нью Джерси, Восточное побережье США
Поэзия русского рассеяния 1920 – 1977 гг., Эммануил Штейн
Незабытые могилы, Российское зарубежье: 1917-1997 гг.
Фотогалереи

Раиса Андреевна Имшенецкая (Сочава)
Сочава Андрей Афанасьевич
Виктор Снесарёв - родословная



Dordopolo